master
20.06.2016, 14:04
Психологическая гигиена в современном мегаполисе: как не стать жертвой продающих текстов... и жертвой их жертв
Или Методика "Чему учит? К чему призывает?"
Предыстория
Давным-давно мой репетитор по русскому языку — Тамара Ефимовна Г. научила меня — как писать сочинения, чтобы получить гарантированное «пять» у любой училки или комиссии. Чтобы получить «пять», говорила она, запомни волшебную формулу.
Заканчивая сочинение, написанное как угодно, ты должна тщательно продумать короткий вывод — ответы на два вопроса:
«Так чему же учит нас?» (писатель и его роман)
и «К чему призывает?».
История
Позднее я поняла – «два волшебные вопроса» (Чему учит? К чему призывает?) суть универсальный Ключ к чтению, пониманию и «взлому»-дешифровке любого, сколь угодно запутанного, лживого и туманного текста.
С некоторых пор у меня назрела необходимость — читать чужие сочинения. Старый совет репетитора пригодился во второй раз.
***
«Читатели чужих сочинений» — портрет современного невротика в мегаполисе
Волчица, от которой ты в слезах...
Данте, Ад
Мы с вами, дорогие друзья — все читатели чужих сочинений. Мы оглушены громкими, несмолкающими ни на минуту текстами, в режиме 24\7.
«Чужие сочинения» ежесекундно проносятся через наш мозг, как табун диких лошадей, чаще не принося нам пользы, а лишь вытаптывая нежные посевы Добра, Равновесия, Спокойствия, Уверенности в себе и Самоуважения.
Текстами богаты не только толстые книги. Тексты в широком смысле это:
статьи в газете или в журнале,
статьи в Интернете,
учебник вашего ребёнка,
громко кричащий телевизор,
радиоприёмник в машине,
постеры, баннеры и реклама на улицах,
язык одежды и имиджа прохожих,
их фотографии в социальных сетях...
Все эти тексты, признаемся, – нас невротизируют. Надо разобраться — почему же. Это мы сейчас и сделаем. Этого от нас требует элементарная психологическая гигиена. Ею и займёмся.
***
Все невротизирующие тексты делятся на Тексты Первого порядка и Тексты Второго порядка (производные от Первых, детерминированые ими).
Чтобы понять этот сложный, запутанный, сбивчивый и лживый язык, мы будем применять к анализу данных текстов элементарный ключ: методику «Чему учит? К чему призывает?». Но... всё по порядку.
Итак, тексты Первого порядка.
«Продающие тексты первого порядка» или «белочки в лесу»
Прежде чем говорить о текстах первого порядка, давайте вспомним классическую метафору, которой охарактеризовал нашу современную цивилизацию писатель Виктор Пелевин.
«Никто из животных не работает. — А белочки? — спросила Гера. — Они ведь собирают орехи. — Милая, это не работа. Вот если бы белочки с утра до ночи впаривали и продавали друг другу прокисшее медвежье дерьмо, это была бы работа. А собирать орехи – это бесплатный шопинг. Работают только скоты, которых человек вывел по своему образу и подобию».
Чем занимаемся мы, люди-белочки, с утра до ночи? Мы – продаём. Мы продаём себя как завидного приятеля и партнёра. Мы продаём свой товар как предприниматели. Мы продаём чужой товар как наёмные работники (последнее совсем печально). Итак, по меткому выражению Пелевина — мы с утра до ночи «впариваем друг другу прокисшее медвежье дерьмо».
(Почему такая неприятная метафора? Потому что А) хорошие или Б) действительно нужные вещи не впаривают с утра до ночи).
Основной массив текстов, которые мы машинально испускаем, натужно сочиняем и затем слышим вокруг – это так называемые «Продающие Тексты».
Если подставить к продающему тексту наш волшебный Ключ, то окажется, что всё многообразие текстов Планеты сводится к формуле:
Автор (навязчиво или ненавязчиво) учит нас тому, что мы — лохи, находящиеся в опасности!
и Автор призывает к тому, чтобы мы не были этими лохами. Для этого Автор призывает нас потратить деньги и прочие бесценные ресурсы (время, сон, здоровье, жизнь, свободу) на покупку его (автора) товаров или услуг. Можно в кредит.
И это практически ... всё. Когда таких текстов пять штук, с этим ещё можно как-то жить. Когда кроме таких текстов в пространстве жизни уже не осталось больше никаких других текстов — мозг взрывается и негодует.
Любые тексты с таким месседжем могут лишь одно – ещё больше невротизировать наш и без того невротичный ум.
Требование элементарной психологической гигиены – вычленять подобные тексты из потока информации и немедленно отправлять их в папку «спам», желательно с добавочным пожизненным «баном» отправителя.
Существуют ли честные продающие тексты?
Да, такие тексты существуют. Отличие честных продающих текстов от нечестных в том, что честные продающие тексты — не невротизируют. Почему они не невротизируют?
Потому что в честных продающих текстах присутствует второй компонент Ключа, но полностью отсутствует первый.
То есть честный продающий текст:
сразу без вступлений призывает читателя потратить деньги на его услугу или товар.
Но, вместе с тем, честный продающий текст:
никогда ничему перед этим читателя не «Учит».
То есть, честный продающий текст никогда не учит тебя, что ты — «лох» и «пребываешь в опасности», поэтому ты должен купить товар.
Невротизирующие тексты второго порядка или «Попугаи в джунглях»
Невротизирующие тексты второго порядка —зависимы от первых. Они — ими обусловлены, детерминированы, они —их производные.
Невротизирующие тексты второго порядка – это то, что бывает с нами, когда нас, надышавшихся текстами первого порядка, тошнит под кустиком от сознания своей никчёмности и смятения чувств.
Главное ощущение от текстов второго уровня: их Автору – нехорошо, очень нехорошо и от его «нехорошо» сейчас станет нехорошо и нам.
Если подставить к таким текстам Ключ, то мы увидим вот что.
Авторы текстов второго порядка ничего не продают– они лишь повторяют как бескорыстные попугаи — кое-как запомненное смутное месиво из текстов первого уровня.
Чему же они «учат» и к чему «призывают»? Тому же, чему учат и к чему призывают их «учителя» – Продающие Тексты Первого Уровня? Но только звучит это как параграф по истории, пересказанный второгодником с задней парты. И почему-то никому не смешно.
Основной мотив текстов первого уровня — торговый расчёт. Эти тексты учат и призывают.
Основной месседж текстов второго уровня — экзистенциальное смятение души. Они не учат и не призывают, они просто заражают своим смятением, создают информационные помехи и сеют панику.
Давайте разберёмся на примере
«Чулки и каблуки»
Четырёхлетняя дочь моей подруги пришла домой из детского сада и категорически, с нотой истерики в голосе, потребовала, чтобы мама немедленно ответила ей на вопрос: «Есть ли у неё, у мамы, чулки и каблуки?»
(Примерно так подростки прежних лет приходили домой и спрашивали своих отцов: «А не подписывал ли наш дед расстрельные документы в 1937-ом?»)
Моя подруга молча открыла платяной шкаф и продемонстрировала четырёхлетней дочери все искомые наряды и даже больше. Дочь успокоилась. Что же вызвало у ребёнка эту истерику?
Всё просто – другая девочка четырёх лет от роду распространила в детском саду типичный текст второго порядка: «У мам должны быть чулки и каблуки». Даже так: «У мам должны быть длинные волосы, чулки и каблуки».
Продавала ли эта девочка (или её мама) чулки и каблуки в своём семейном магазине? Я точно знаю, что нет. Мама девочки вообще не работала.
Чулки и каблуки продавали тексты Первого Уровня, которые девочкина мама читала в журналах для дам.
Тексты третьего уровня или «Спасатели Чип и Дейл»
Тексты Третьего Уровня – производны от первых двух.
Основная цель Текстов Третьего Уровня – бесконечно объяснять всё новым и новым поколениям сменяющихся Читателей, что все тексты первого и второго уровней (сколько бы их ни было!) – лгут и потому их всегда следует отправлять в спам, не читая и не вслушиваясь.
***
Эпилог
Подставляя к любым хитрым, смутным, огорчающим нас текстам Разгадочный Ключ «Чему учит?»\«К чему призывает?», мы получаем всегда только два возможных варианта ответа:
или мы слышим вкрадчивый голос Продавца: «Лох, ты в опасности, купи скорей мой товар»,
или мы слышим стоны сумасшедших лохов, пострадавших умом от такого натиска: «повесть глупца, рассказанную идиотом, полную шума и ярости, но лишенную смысла».
Тексты третьего уровня всегда медленно, но верно выводят нас из этого ада.
Ты должен выбрать новую дорогу,
Он отвечал мне, увидав мой страх,
И к дикому не возвращаться логу;
Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях.
Она такая лютая и злая,
Что ненасытно будет голодна,
Вслед за едой еще сильней алкая.
Елена Назаренко
Или Методика "Чему учит? К чему призывает?"
Предыстория
Давным-давно мой репетитор по русскому языку — Тамара Ефимовна Г. научила меня — как писать сочинения, чтобы получить гарантированное «пять» у любой училки или комиссии. Чтобы получить «пять», говорила она, запомни волшебную формулу.
Заканчивая сочинение, написанное как угодно, ты должна тщательно продумать короткий вывод — ответы на два вопроса:
«Так чему же учит нас?» (писатель и его роман)
и «К чему призывает?».
История
Позднее я поняла – «два волшебные вопроса» (Чему учит? К чему призывает?) суть универсальный Ключ к чтению, пониманию и «взлому»-дешифровке любого, сколь угодно запутанного, лживого и туманного текста.
С некоторых пор у меня назрела необходимость — читать чужие сочинения. Старый совет репетитора пригодился во второй раз.
***
«Читатели чужих сочинений» — портрет современного невротика в мегаполисе
Волчица, от которой ты в слезах...
Данте, Ад
Мы с вами, дорогие друзья — все читатели чужих сочинений. Мы оглушены громкими, несмолкающими ни на минуту текстами, в режиме 24\7.
«Чужие сочинения» ежесекундно проносятся через наш мозг, как табун диких лошадей, чаще не принося нам пользы, а лишь вытаптывая нежные посевы Добра, Равновесия, Спокойствия, Уверенности в себе и Самоуважения.
Текстами богаты не только толстые книги. Тексты в широком смысле это:
статьи в газете или в журнале,
статьи в Интернете,
учебник вашего ребёнка,
громко кричащий телевизор,
радиоприёмник в машине,
постеры, баннеры и реклама на улицах,
язык одежды и имиджа прохожих,
их фотографии в социальных сетях...
Все эти тексты, признаемся, – нас невротизируют. Надо разобраться — почему же. Это мы сейчас и сделаем. Этого от нас требует элементарная психологическая гигиена. Ею и займёмся.
***
Все невротизирующие тексты делятся на Тексты Первого порядка и Тексты Второго порядка (производные от Первых, детерминированые ими).
Чтобы понять этот сложный, запутанный, сбивчивый и лживый язык, мы будем применять к анализу данных текстов элементарный ключ: методику «Чему учит? К чему призывает?». Но... всё по порядку.
Итак, тексты Первого порядка.
«Продающие тексты первого порядка» или «белочки в лесу»
Прежде чем говорить о текстах первого порядка, давайте вспомним классическую метафору, которой охарактеризовал нашу современную цивилизацию писатель Виктор Пелевин.
«Никто из животных не работает. — А белочки? — спросила Гера. — Они ведь собирают орехи. — Милая, это не работа. Вот если бы белочки с утра до ночи впаривали и продавали друг другу прокисшее медвежье дерьмо, это была бы работа. А собирать орехи – это бесплатный шопинг. Работают только скоты, которых человек вывел по своему образу и подобию».
Чем занимаемся мы, люди-белочки, с утра до ночи? Мы – продаём. Мы продаём себя как завидного приятеля и партнёра. Мы продаём свой товар как предприниматели. Мы продаём чужой товар как наёмные работники (последнее совсем печально). Итак, по меткому выражению Пелевина — мы с утра до ночи «впариваем друг другу прокисшее медвежье дерьмо».
(Почему такая неприятная метафора? Потому что А) хорошие или Б) действительно нужные вещи не впаривают с утра до ночи).
Основной массив текстов, которые мы машинально испускаем, натужно сочиняем и затем слышим вокруг – это так называемые «Продающие Тексты».
Если подставить к продающему тексту наш волшебный Ключ, то окажется, что всё многообразие текстов Планеты сводится к формуле:
Автор (навязчиво или ненавязчиво) учит нас тому, что мы — лохи, находящиеся в опасности!
и Автор призывает к тому, чтобы мы не были этими лохами. Для этого Автор призывает нас потратить деньги и прочие бесценные ресурсы (время, сон, здоровье, жизнь, свободу) на покупку его (автора) товаров или услуг. Можно в кредит.
И это практически ... всё. Когда таких текстов пять штук, с этим ещё можно как-то жить. Когда кроме таких текстов в пространстве жизни уже не осталось больше никаких других текстов — мозг взрывается и негодует.
Любые тексты с таким месседжем могут лишь одно – ещё больше невротизировать наш и без того невротичный ум.
Требование элементарной психологической гигиены – вычленять подобные тексты из потока информации и немедленно отправлять их в папку «спам», желательно с добавочным пожизненным «баном» отправителя.
Существуют ли честные продающие тексты?
Да, такие тексты существуют. Отличие честных продающих текстов от нечестных в том, что честные продающие тексты — не невротизируют. Почему они не невротизируют?
Потому что в честных продающих текстах присутствует второй компонент Ключа, но полностью отсутствует первый.
То есть честный продающий текст:
сразу без вступлений призывает читателя потратить деньги на его услугу или товар.
Но, вместе с тем, честный продающий текст:
никогда ничему перед этим читателя не «Учит».
То есть, честный продающий текст никогда не учит тебя, что ты — «лох» и «пребываешь в опасности», поэтому ты должен купить товар.
Невротизирующие тексты второго порядка или «Попугаи в джунглях»
Невротизирующие тексты второго порядка —зависимы от первых. Они — ими обусловлены, детерминированы, они —их производные.
Невротизирующие тексты второго порядка – это то, что бывает с нами, когда нас, надышавшихся текстами первого порядка, тошнит под кустиком от сознания своей никчёмности и смятения чувств.
Главное ощущение от текстов второго уровня: их Автору – нехорошо, очень нехорошо и от его «нехорошо» сейчас станет нехорошо и нам.
Если подставить к таким текстам Ключ, то мы увидим вот что.
Авторы текстов второго порядка ничего не продают– они лишь повторяют как бескорыстные попугаи — кое-как запомненное смутное месиво из текстов первого уровня.
Чему же они «учат» и к чему «призывают»? Тому же, чему учат и к чему призывают их «учителя» – Продающие Тексты Первого Уровня? Но только звучит это как параграф по истории, пересказанный второгодником с задней парты. И почему-то никому не смешно.
Основной мотив текстов первого уровня — торговый расчёт. Эти тексты учат и призывают.
Основной месседж текстов второго уровня — экзистенциальное смятение души. Они не учат и не призывают, они просто заражают своим смятением, создают информационные помехи и сеют панику.
Давайте разберёмся на примере
«Чулки и каблуки»
Четырёхлетняя дочь моей подруги пришла домой из детского сада и категорически, с нотой истерики в голосе, потребовала, чтобы мама немедленно ответила ей на вопрос: «Есть ли у неё, у мамы, чулки и каблуки?»
(Примерно так подростки прежних лет приходили домой и спрашивали своих отцов: «А не подписывал ли наш дед расстрельные документы в 1937-ом?»)
Моя подруга молча открыла платяной шкаф и продемонстрировала четырёхлетней дочери все искомые наряды и даже больше. Дочь успокоилась. Что же вызвало у ребёнка эту истерику?
Всё просто – другая девочка четырёх лет от роду распространила в детском саду типичный текст второго порядка: «У мам должны быть чулки и каблуки». Даже так: «У мам должны быть длинные волосы, чулки и каблуки».
Продавала ли эта девочка (или её мама) чулки и каблуки в своём семейном магазине? Я точно знаю, что нет. Мама девочки вообще не работала.
Чулки и каблуки продавали тексты Первого Уровня, которые девочкина мама читала в журналах для дам.
Тексты третьего уровня или «Спасатели Чип и Дейл»
Тексты Третьего Уровня – производны от первых двух.
Основная цель Текстов Третьего Уровня – бесконечно объяснять всё новым и новым поколениям сменяющихся Читателей, что все тексты первого и второго уровней (сколько бы их ни было!) – лгут и потому их всегда следует отправлять в спам, не читая и не вслушиваясь.
***
Эпилог
Подставляя к любым хитрым, смутным, огорчающим нас текстам Разгадочный Ключ «Чему учит?»\«К чему призывает?», мы получаем всегда только два возможных варианта ответа:
или мы слышим вкрадчивый голос Продавца: «Лох, ты в опасности, купи скорей мой товар»,
или мы слышим стоны сумасшедших лохов, пострадавших умом от такого натиска: «повесть глупца, рассказанную идиотом, полную шума и ярости, но лишенную смысла».
Тексты третьего уровня всегда медленно, но верно выводят нас из этого ада.
Ты должен выбрать новую дорогу,
Он отвечал мне, увидав мой страх,
И к дикому не возвращаться логу;
Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях.
Она такая лютая и злая,
Что ненасытно будет голодна,
Вслед за едой еще сильней алкая.
Елена Назаренко