PDA

Просмотр полной версии : МИСТЕРИЯ ПОЦЕЛУЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)


master
25.10.2018, 01:05
Ты сказала, что Саади
Целовал лишь только в грудь.
Погоди ты, бога ради,
Научусь когда-нибудь...
В этом личном признании Сергея Есенина можно отметить явную несхожесть поцелуйной культуры Запада и Востока. И это естественное, природное различие, ведь для интимной культуры Востока важнее - обоняние, отсюда «культ розы», как символа деликатной женственности, роль ароматов и душистых специй. Для Запада и Руси важен - не запах (он может быть весьма ядреным), а вкус, чувственное приникание, вспомним хоть любовный обряд кормления малиной "из уст в уста", или французский глубокий «поцелуй душ».
Если мы обратимся к художественным тропам народной речи, то сразу обнаружим некую вкусовую особенность" деггестивность" русской поцелуйной культуры: Так поцелуи – в нашем фольклоре - сладкие, уста сахарные (на устах мед), от поцелуев «хмелеют», без поцелуев на свадьбе «горько».
Вспомним и о назначению поцелуя в нашей коренной народной традиции:

Мы в России девушек весенних
на цепи не держим, как собак,
поцелуям учимся без денег,
без кинжальных хитростей и драк… - писал С.Есенин.

А КАК НА РУСИ УЧИЛИСЬ ПОЦЕЛУЯМ?

В русской родовой традиции были приняты действия и события, стимулирующие молодежь на вступление в брак. Это вечерки, капустники, супрядки – где царила свобода нравов, где «Поцелуи и сиденье на коленях – дело самое обычное…» (Н.Зеленин)
Молодежное целование, как подталкивание к браку, подкреплялось равным возрастом и положением людей, объединенных одной задачей –поиском пары. При этом поцелуйные игры исключали произвол или случайность. Молодежь по взаимному согласию строилась по парам и постоянно находилась под присмотром пожилых матрон. Отсюда и особая «брачная» и родовая суть хороводов, куда «чужих не пускали».
Но даже в поцелуйных вольностях девушкам предписывалась и одобрялась особая «женская» линия поведения:
1. Девушке нельзя первой активно выражать свои чувства, надо ждать и готовить себя к возможному проявлению чувств со стороны мужчины. Даже приятного ей молодого человека девушка должна встречать с некоторым «перцем» (снова отзвук русской «вкусовитости»), чтобы уже на первых порах отсеять случайного кавалера.
2. Сдержанное и строгое поведение девушки позволяет мужчине реализовать собственно мужские комплексы поведения. (Языческие корни русской свадьбы (А.Бойко)
Однако в позднем свадебном обряде – девушки: подруги невесты, целуют гостей за деньги, кто больше даст, что говорит о явной деградации интимной и родовой культуры.
В старорусский свадебный обряд входило и таинственное целование замка на церковных дверях. Жених и невеста были обязаны это сделать, чтобы свадьба была настоящей. Этот несомненный реликт языческого мировосприятия раскрывается исследователями, как «целование анти-святыни». Замок – древний символ женского лона: «У ней замки ослабели» - сказано о женских болях у девушки. Замок на церковных дверях – явная отсылка... но не к лону церкви, а к лону великой Богини-Матери. В сакральной архитектуре ворота и двери – это обозначение женской детородной сферы, достаточно вспомнить арочное оформление входов в древне-русские храмы или кельтский обычай при входе в церковь изображать бесстыдную богиню - «лихую Шейлу».
В русском фольклоре «замок и ключ», а в древности засов и петелька служили обозначением табуированных частей тела, а так же самого соития. В современном свадебном обряде этот древний акцент сохранился в символическом "замыкании свадьбы" реальным замком на мосту или у решетки.

…МЕСЯЦА ЦЕЛОВАНИЕ
В своем истоке Поцелуй – это родовое таинство, таково целование в уста (позднее христосование в течение сорока дней с Пасхи до Вознесения), поэтому целуют даже покойника – это прощальное лобзание - не только отдание земного – земному, но и родовой долг: не исключено, что и слово «лобзание» – означает прежде всего целование лба.
В мистических и религиозных школах известен братский поцелуй в губы (братское целование в христианстве) и так называемый масонский поцелуй (его назначение - отделить своих от чужих) .
Известно, что на Руси целовали языческие святыни – кумиры богов, в церковных поучениях против язычества этот обряд презрительно обозначен, как «лизание», однако целование евангелия, креста, икон или руки священника признается вполне каноничным.
В средневековой Руси порицалось так же и целование Месяца, возможно оно осуществлялось в виде «воздушного поцелуя», который считается подарком античности. «Воздушный поцелуй» греков возник из обычая целовать мраморные статуи, но со временем статуи богов стали столь огромны и высоки, что целовать их уже не представлялось возможным и античные богопочитатели стали посылать благочестивые воздушные поцелуи.

ПРИРОДА ОБЪЯТИЙ
Секс и язык жестов – древнейший язык общения, простой и наиболее доходчивый. Почему мы говорим о языке, как системе знаков? Потому что он определяет и разделяет статусность субъектов общения: старший и младший, сильный и слабый, ведущий и ведомый.
Если мужчина держит руки сверху, на плечах женщины, то этим он утверждает – «ты под моей защитой», женщина как бы «вешается» на шею мужчины. когда обхватывает его за шею, - этот жест означает переход под защиту, как ребенок, который «висит» на шее отца.
Мужчина обнимает женщину за талию – «берет ее в круг защиты».
При взаимных объятиях доминирующий обнимает за торс выше Подчиненный держит руки ниже,
Руку первый подает младший, а статусный ждет.
Личностная граница безопасности и общения определяется расстоянием протянутой руки. Уменьшение ее, например в тесном общественном транспорте сбивает наши настройки безопасности, воздействует на подсознательные структуры.

О СЛОВЕ «ВЫ»
Пустое «вы» сердечным «ты»
Она, обмолвясь, заменила
А.С.Пушкин
У славян слово «вы» вовсе не было ругательным, оно означало дистанцию, а также защиту и уважение, то есть личные границы. Уменьшительные имена и обращение на «ты» - это намеренное разрушение границы, а при обращении к чужому, мало знакомому человеку - это признак непочтительности.

ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?
Любая система нуждается в упорядоченности, это условие её жизнеспособности. В большей степени это касается систем социальных: семьи и государства, но и о «неформальных сообществах» тоже не следует забывать, ибо именно они оттачивают и демонстрируют новые модели семейного и общественного поведения.
Так опыт традиции говорит о том, что сообщество, которое демонстрирует предельную свободу чувств, импульсивно целуется и обнимается, оперирует уменьшительными именами или кличками – менее жизнеспособно, сплочено и действенно, чем то, где проявления чувств упорядочены, где отношениям мужчин женщин присвоен священный статус с его неизбежными сакральными табу, где проявления и символы любви приближены к своим истокам.
Однако есть и сомнения: так нельзя отрицать, что сообщество со сломанными родовыми и семейными границами находится на переходе к новым формам семейственности и воспитания детей, к выработке «новой морали»: морали «третьего тысячелетия»

отсюда (https://vk.com/id367807192?w=wall367807192_587%2Fall)